Экономная женственность: мода времен Великой депрессии и Второй мировой

Если образы с 1920-х и 1945-х вспомнить достаточно легко, то мода 1930-х и начале 1940-х крайне незаслуженно забывается. Казалось бы, о какой моде может идти речь, когда на дворе - Великая депрессия и Вторая мировая война? На самом деле, несмотря на все общественные проблемы этого десятилетия, дизайнеры продолжали творить, а обычные люди внимательно следовали их идеи. Оказывается, даже экономические проблемы и угрожающая политическая ситуация не могут помешать прогрессу и желанием выглядеть стильно.

Первой жертвой Биржевого краха 1929 году стал образ девушки-флепера - на смену беззаботной и игривом стиля пришла строгость и маскулинность в женской одежде. Юбки, которые в 1920-х даже обнажали колени, резко опустились почти до пола, а на смену расслабленным снижением талиям снова пришли корсеты.

Идеальной девушкой 1930-х была «роковая женщина» - решительная и способна самостоятельно зарабатывать, несмотря на массовую безработицу. Даже в самые сложные годы Депрессии индустрия красоты процветала - чтобы хорошо выглядеть перед своими работодателями-мужчинами, женщины массово пользовались помадой и подводили брови. Домохозяйки тоже красились, считалось, что жена должна всячески радовать уставшего от работы человека, в том числе - своим подчеркнуто изысканным внешним видом.

Если раньше модницы подстригали волосы «под мальчика», то в 30-х вернулся тренд на длинные пряди, которые считались более женственными. Несмотря на желание выглядеть максимально изысканно, многие девушки стали носить брюки - на них шло меньше ткани, чем на длинные юбки, и работать в тяжелых фабричных условиях было удобнее. Кокетливые шляпки тоже имели практическую ценность - они не давали волосам падать на лицо и позволяли девушкам реже мыть голову.

Когда дорогие натуральные ткани оказались гадто дорогими большинства модниц, на помощь пришел технический прогресс - именно в 1930-х получил массовую популярность одежду из синтетических материалов. Даже пуговицы оказались в дефиците, а на смену им пришли дешевые и эффективные застежки-молнии.

Мужские галстуки, которые до этого производили преимущественно из шелка, стали делать из более доступной шерсти, а рекламы в журналах уверяли, что «чем жестче ткань - тем моднее». Когда началась Вторая мировая война, весь американский шелк и нейлон отправился прямо на фронт - там из тонких тканей делали крепкие парашюты.

Модницам остались только толстые и некрасивые колготки из шерсти и непрочные чулки из вискозы. Опасаясь, что женщины не захотят носить чулки и колготы с необычного материала, производители массово рекламировали свои изделия в модных журналах. Трюк не сработал - когда нейлон вернулся в магазины, на улицах начались настоящие драки за чулки, а те девушки, которые не успели купить желаемый товар, начали митинговать под витринами и требовать еще чулок.

Несмотря на неутешительное состояние экономики, продажа модных журналов постоянно рос. Во-первых, в них часто размещались полезные советы по экономному домохозяйства - например, инструкции по перекройке старых мужских костюмов в новые женские наряды. Во-вторых, домохозяйки и рабочие женщины просто хотели на часок-другой отвлечься от сложного повседневной жизни и помечтать о новых нарядах от парижских кутюрье.

Сами же дизайнеры понимали, что их вчерашние покровители уже не могут позволить себе роскошные одежды из шелка и бархата, и тоже пытались создавать более скромные, но красивые наряды. Если раньше дома моды решительно боролись с имитацией со стороны маленьких ателье и универмагов, то в 1930-е они уже немного лояльнее относились к появлению «поддельных» нарядов.

Если раньше дома моды решительно боролись с имитацией со стороны маленьких ателье и универмагов, то в 1930-е они уже немного лояльнее относились к появлению «поддельных» нарядов

Еще одним способом уйти от реальности стал кинематограф - за копейки можно было на время забыть о бедности и посмотреть на красивые платья голливудских див. Впервые законодателями моды стали не только сами дизайнеры или аристократы, но и обычные, хоть и невероятно красивые, девушки, достигшие славы и признания на «фабрике грез».

Одной из самых ярких представительниц it-girls (после выхода одноименного фильма именно так стали называть красавиц Голливуда) того времени была Грета Гарбо. Шведско-американская актриса была одной из немногих звезд немого кино, которые успешно продолжили карьеру в звуковых фильмах. Шляпка Гарбо, который кокетливо прикрывает один глаз актрисы в фильме «Роман» (1930), стал одним из самых желанных аксессуаров десятилетия - фасон повторяли как известные кутюрье, так и простые домохозяйки, обладающих швейными машинками. Но самым популярным образом, вдохновенным кино, стал наряд Вивьен Ли в «Унесенных ветром». Пышное платье Скарлетт О'Хары снова вернуло моду на объемные юбки с кринолинами. Особой популярностью такой силуэт пользовался на выпускных балах и свадьбах.

Американцы и состоятельные европейцы даже позволяли себе иногда заниматься эскапизмом, уезжая в отпуск в теплые страны. Особенно модно было отдыхать в Средиземноморье, на Багамах и на восточном побережье Флориды. Загар тоже уже не считался чем-то неприличным, ведь Коко Шанель еще в 20-х убедила европейцев в том, что загорелая кожа вовсе не противоречит аристократичности и утонченности.

Благодаря моде на пляжный отдых зародились и определенные правила курортного одежды: мужчины щеголяли белыми пиджаками, а женщины впервые начали носить «пляжные пижамы» - легкие костюмы, которые обнажают живот и руки. Также имели популярность купальники - их впервые начали делать из синтетики, а не из шерсти, так что носить их было гораздо удобнее. Раздельные купальники впервые появились благодаря федеральному правительству США - в 1942 году вышел указ, согласно которому производители гражданской одежды должны были использовать на 10% меньше ткани, чем до этого.

Чтобы сэкономить, дизайнеры типа Тины Лесер начали предлагать клиентам первые раздельные купальники. Хотя сначала многие женщины выступали против таких нескромных нарядов, деваться было некуда - больше ткани просто не было. Впрочем, даже первые купальники регулировались строгими правилами. Так как демонстрация пупка считалась нарушением всех норм приличия, низ купальника обычно был с завышенной талией. В 1946 году был изобретен первый купальник «бикини», который получил свое название от атолла Бикини - места в Тихом океане, где американцы проводили испытания ядерного оружия. По мнению модельера Луи Реар, его новое творение мало «подорвать» модный мир. Так, собственно, и произошло - бикини перестало быть чем-то скандальным и действительно стало популярным только через десять лет.

Несмотря на все ограничения и экономические трудности 30-х и 40-х годов, мода не только не прекратила развиваться, но и стала одним из немногих утешений для женщин этого времени. Собственно, неудивительно, что в послевоенные годы главным киножанре американской поп-культуры стал мрачный нуар, а самым показательным персонажем - бесстрашные роковые женщины. Девушки доказали, что способны не только пережить сложные времена, но и делать это стильно.

Подписаться на «Хроники Любарта» в Facebook и Вконтакте.

Казалось бы, о какой моде может идти речь, когда на дворе - Великая депрессия и Вторая мировая война?

Новости
Популярное
Счетчики




Copyright © 1999-2024