Главная Новости

Письмо делает вещи реальными

Опубликовано: 16.10.2023

Письмо делает вещи реальными

Писательница Яна Шрамкова

Это был мой первый большой текст. И вообще моя первая идея для текста. Это пришло от Иова, когда я задался вопросом, что, должно быть, «чувствуют» друзья Иова, ставшие архетипическими подонками, которых мы определенно не хотим видеть рядом. Хотя их мотивы кажутся очень искренними, на самом деле они очень многое делают для Иова. Кто проводит недели с нашими страдающими соседями в молчаливом участии? Они просто не идеальны, они не во всем правы. Но и Иов тоже, он главный герой, поэтому мы его не виним. Литература, как и весь мир, полна главных героев, великих людей. Истории вращаются только вокруг них, мы воспринимаем их с их точки зрения.

А как быть со всеми теми эпизодическими персонажами из своего окружения, которые за них заступаются, у которых есть свои полноценные истории, но в конце концов они лишь играют роль своеобразного персонала для нужд героя и исчезают со сцены? без оваций? Так началась история девушки (вдохновленной младшим Элиху), которая преданно и самоотверженно вкладывает свою энергию в тех, кем восхищается и любит, но обстоятельства вырывают ее из этой истории. И в то время как другие обретают второе дыхание после катастрофы, она стоит одна, подвергаясь стигматизации и борясь за самоуважение. Иова, наверное, можно найти в том, где нет буклета... История перекраивалась во мне пять лет. И только после нескольких лет изучения письма я осмелился обработать это. Я не хотел платить за материал для испытаний. Однажды записав что-то, трудно вернуть это обратно. Письмо делает вещи реальностью.

Является ли искусство письма так, что даже критики ценят «тонкую работу с композицией, умение одновременно выдерживать в тексте несколько временных пластов и черпать силу повествования из напряжения между ними», скорее дар Божий или результат освоил уроки творческого письма?

Это так же, как и с любым другим искусством. Необходим базовый уровень таланта, остальное — усилия, решимость и просто работа. Я думаю, и то, и другое – дар Божий… В любом случае, все готовятся к выступлению по-разному. Кто-то исповедует постоянное писательство – пишите постоянно, ежедневно, как угодно, выписывайте, не отрывайтесь от этого. Когда я «записываюсь», я месяцами сух как маркер и не беру в руки карандаш. Так что я, наоборот, мало пишу. Я должен спасти себя. Потому что неважно, пишу ли я рассказ, радио-глянец, рецензию на диплом, статус в Facebook или интервью в Бране - мой писательский потенциал на данный момент, день, неделю исчерпан, и я сухой. Вот почему я в любом случае не буду плодовитым автором.

Существует ли пресловутая «муза писателя»?

Какой автор сказал, что пишет всецело под влиянием музы, но следит за тем, чтобы она целовала его каждый день ровно в девять утра? Вот так вот. Ожидание волшебства ни к чему не приведет. Но бывают моменты, даже целые периоды, когда человек постоянно о чем-то думает, обладает большой творческой энергией, повсюду видит связи, предлоги для текста, предложения тают в его уме, все время пишет заметки, рассеян, блаженно смотрит в угол, и за его глазами пульсируют вымышленные миры. А еще бывают периоды, когда он стоит ногами на земле, трет виски, варит кофе и с благодарностью ищет заметки из лучших времен.

Конечно, это индивидуально, но пережить эти одухотворенные периоды мне помогают чтение качественных книг, сон, а главное свободное время. Для некоторых это звучит как оправдание, но чтобы создать что-то хорошее, нужно сначала долго и упорно трудиться. Не концентрироваться ни на чем, не пытаться быть эффективным, не находиться под давлением результатов. Есть время подумать о ерунде. Ничего не делать, только наблюдать – что угодно. Позвольте уму летать, вращаться, бездельничать.

Пока вы используете каждую минуту своего времени для работы, развлечений или саморазвития, смотрите футбол во время глажки, слушаете подкасты во время пробежки, листаете в трамвае и подтягиваете английский на трассе, ничего из этого не работает. Итак, писателю может быть довольно сложно подсчитать отработанное время. Я напишу небольшой рассказ, может, дня за три, но это было несколько месяцев непрерывной работы и много часов пристального взгляда. Я могу писать роман целый год, но это стоило мне десятилетия. Для эффективных работников мы — ленивые бездельники.

Вы тоже пишите для детей, у вас самих есть дети, вы «дитя проповедника»…

У меня трое детей, но написание детских книг немного родственно. Я не пишу для них книг, но именно из-за них я уже много лет не могу сосредоточиться на более крупном «взрослом» тексте. При написании более сложного целого проблема не только погрузиться в работу, но и выйти из нее. Писательство, как правило, требует для меня эмоционального напряжения, вымышленный мир не исчезает по щелчку компьютера. Я часто «отсутствую духом», не замечаю детей, их это расстраивает, они начинают злиться и я несносна.

И я не хочу этого. Так что сейчас более требовательных текстов я просто не писал уже много лет. Помимо детских книг, за время декрета я успела написать сценарий к фильму, это нормально, это не такое уж личное. Потом пишу короткие юмористические сценарии, иногда рассказ, вот закончил радиоспектакль... Но, наконец, мне хочется романа. Начинаю месяцами, но потом смотрю на аккаунт и бегу на работу. И тот факт, что я ребенок проповедника, во многом связан с тем, как я пишу. У каждого из нас есть собственный резервуар счастливых воспоминаний и травм, из которого мы черпаем все, что делаем.

Что для вас Книга Книг?

Возможно, это прозвучит кощунственно, но в последние годы я усиленно учусь читать Книгу Книг как «обычную литературу». Это настоящая работа — выйти из колеи автоматических интерпретаций, когда глаза просто следят за буквами, а голова уже точно знает, что думать. Чем больше Библия становится для меня «литературным текстом», тем более интимным становится чтение. Он всегда ближе ко мне, говорит со мной заново и проникает глубже. Одно удовольствие читать книгу такого известного нобелевского лауреата!

Яна Шрамкова— чешская писательница. Окончила Евангелическую теологическую семинарию, в 2009 году завершила обучение по писательскому и редакционному направлению в Литературной академии.Прозаик, лауреат премии Иржи Ортена.

Автор:Ева Чейчанова

Источник:журнал Брана

Новости
Популярное
Счетчики




Copyright © 1999-2024

rss