Главная Новости

Умберто Эко: «Моя жизнь оборвалась в 50 лет

Опубликовано: 13.10.2023

Вот как могло бы выглядеть классическое определение кроссворда. «Александрийский маяк, три буквы» Ответ: «Эко», родившийся в Александрии (Алессандрия), недалеко от Турина, Италия. Почему? Потому что Умберто Эко, словно маяк, освещает современную интеллектуальную жизнь. Превосходный ум и гигант эрудиции, библиофил, полемист, он обладал редким талантом никогда не быть скучным даже в своих теоретических сочинениях. Его любовь к знаниям заразительна.

Но известность ему принесли не научные работы, а роман «Имя розы». В свои пятьдесят этот высокий интеллектуал стал успешным молодым писателем. Шесть лет спустя, в 1986 году, экранизация Жан-Жака Анно сделала роман еще более популярным (возможно, благодаря Шону Коннери, сыгравшем главную роль Уильяма Баскервиля, полицейского монаха).

Но Эко был еще и социально активным философом, регулярно выражавшим свою позицию. Во время выборов в Италии 2006 года Эко, обеспокоенный распространением расизма, повсеместной коррупцией и бедностью политического дискурса, призвал к спасению демократии и «отстранению от власти тех, кто привел страну к разрушению».

Психология: Вы успешный писатель, критик, эссеист, аналитик современного общества – как вам жить с таким количеством личностей?

Умберто Эко:Независимо от того, какую роль я пытаюсь сыграть, я всегда чувствую, что делаю одно и то же. Но на самом деле моя жизнь повернулась так, как это соответствует рисунку линий на моей ладони. Смотри (показывает руку): моя линия жизни останавливается и продолжается, как будто после перерыва.

Я был теоретиком до 50 лет. Потом я стал писателем. Почему произошел этот поворотный момент? Потому что я был слишком доволен тем, что имел! Мне досталась кафедра в университете, мои книги по семиотике были переведены на десяток языков… Мне захотелось попробовать что-то другое. В качестве провокации я иногда говорю об этом так: «Обычно в 50-е годы мужчина бросает семью и едет на Карибы с танцовщицей». Мне показалось это решение слишком трудным, а танцовщица слишком дорогой. Я выбрал простое решение: написал роман».

В «Имя розы» я включил то, что тронуло мою душу и о чем я никогда не говорил. Я говорил о вещах, которые меня тронули, и приписывал их своим персонажам. Конечно, когда мы начинаем рассказывать историю, мы используем собственную память, свои увлечения. Это уже не теория.

Чувствуете ли вы какое-либо родство с психоанализом в своей работе по семиотике?

Нет, мои исследования в области семиотики (общей теории знаков и их ассоциации в мышлении – прим. ред.) состоят из работы над текстами и языками, а не над психологией. Но я интересовался психоанализом еще со школы, благодаря учителю, который рассказал нам о Фрейде. Потом я прочитал все его работы, а также работы Юнга и Лакана, с которыми я, кстати, познакомился.

Новости
Популярное
Счетчики




Copyright © 1999-2024

rss