Портал Любушского воеводстваОпубликовано: 19.10.2023 Портал Любушского воеводстваМы спрашиваем Кшиштофа Федоровича, кто он больше — винодел, который пишет, или литератор, занявшийся виноделием. И о его романе «Загробная жизнь». Поздравляю, особенно потому, что все друзья, которых я встречаю, спрашивают меня, прочитал ли я уже «Жизнь после смерти». Вы ожидали, что это будет Книга, а не просто еще одна книга? Я писал «Загробную жизнь» семь лет, пытаясь очистить текст от различных мелководий. Мне тоже пришлось с большой болью удалить треть контента и я надеялся, что это будет такая синтетическая, плотная проза, которая кого-то воодушевит, но я также знал, что не всем это понравится. Потому что эта книга написана не на том же языке, что и господствующая сегодня популярная литература. Я, конечно, рад, что он попал в финал премии Nike Award, тем более, что это оказался единственный роман, попавший в финал. Большое удовлетворение. Предположительно, первую книгу написать легко, но с каждой последующей становится все сложнее. Это не первая ваша книга… Не знаю, мне очень сложно сказать, потому что я не пишу много, книга за книгой. В основном из-за работы, которую я делаю. У меня просто нет на это времени. Я сажусь писать, когда чувствую, что мне нужно что-то сказать. Когда я чувствую такую необходимость. Действие романа происходит здесь, но не обязательно сейчас. Я думаю, однако, что речь идет о настоящем, о сегодняшнем дне, и эти путешествия в прошлое призваны прежде всего показать, что эти времена от средневековья до современности мало изменились и мы не сильно изменились. Да, это роман о настоящем. У нас есть пандемия, женские забастовки и все, что происходило и происходит у нас в последние годы. Однако эти путешествия в прошлое были призваны показать, что эти территории имеют свои корни, а не являются какой-то абстрактной землей, оторванной от прошлого, как это часто представляют. Вы винодел, который пишет, или писатель, который управляет виноградником? Я начал с писательства, и это всегда будет моей основной деятельностью. Я занимался разными делами: работал в газете, работал в страховании, потом завел виноградник. Почему? Родители подарили мне землю, мою вотчину, так сказать... Да, я помню, всё началось в вишневом саду. А с чего началась письменность? Старые времена. Это был конец 1980-х и первые стихи. Я дебютировал в журнале «Надодрж», который, наверное, уже мало кто помнит. Где-то я читал сравнение «Загробной жизни» с прозой Ольги Токарчук. Такое сравнение действительно где-то появилось. Что ж, нужно как-то направить читателя, чтобы он знал, чего ожидать, ближе ли книга Ольге Токарчук или, скорее, Мареку Краевскому. С маркетинговой точки зрения это звучит неплохо. Я вообще идентифицирую себя с тем, что пишет Ольга Токарчук, мне это близко и я не вижу в этом никакой проблемы. По сравнению с «Поляками» Токарчук «Загробная жизнь» структурно иная. Мой роман состоит из фрагментов, которые я склеил, как коллаж. В конечном итоге все это объединяется и приводит к одному смыслу. Короче говоря, экспериментов здесь, наверное, больше, чем в книгах нобелевского лауреата. Мы сидим на крыльце, в винограднике. Вероятно, это идеальное место для записи...? Точно нет. Виноградник не пригоден для написания книг, поскольку здесь приходится много работать физически. Утром винодел идет в поле, вечером желает спокойной ночи винограднику и доброго вечера погребу. Утром он снова приветствует виноградник и выходит в поле. Только в картинах и в инфантильных романтических комедиях это произведение выглядит так идиллически и красочно. Это тяжелая работа, и я сам для нее не создан. Надо быть очень физически сильным человеком, чтобы справиться с этим. Однако в Ваших книгах видна любовь к земле, к виноградникам... Действительно, последние два, то есть «Грюнберг» и загробная жизнь, говорят о виноградниках и вине, но на самом деле они говорят об идентичности региона. На обложке я вижу старую фотографию с виноделом, виноградником и церковными башнями. А передо мной Кшиштоф Федорович, виноградник и церковная башня в Заборе. Сколько вас в этом романе? Главный герой — Август Гремплер, винодел. Я взял много тем из того, что о нем писали, но также изложил на бумаге и собственный опыт, связанный с производством вина и виноградарством. Без него я бы не написал этот роман, потому что мне не хватило бы детальных знаний, которые придают «Загробной жизни» атмосферу и аутентичность. А вы доказываете, что любушское виноделие – это не маркетинговый ход, продвигающий воеводство, а традиция... Я питался этой традицией, хорошо понимая, что не бывает вина без истории. Там, где есть традиция, мы можем говорить о винодельческих регионах, таких как Бургундия, где документально подтвержденная традиция восходит к 12 веку. Там мы найдем хорошее вино и его дух. Вы делаете вино лучше, чем персонажи вашего романа? Нет, и я не думаю, что у меня есть шанс. За ними стоял опыт поколений. Например, из писем Фридерика Зейделя начала XIX века мы знаем, что он предлагал 30-летнее красное вино по очень хорошим ценам. Это был выдержанный напиток очень хорошего качества. Мы продаем наши вина на постоянной основе, чтобы восполнить пробелы в бюджете и иметь возможность проводить дальнейшие посадки. Мы находимся на этапе разработки. В мире героев моей книги уже было налажено виноделие. И я только надеюсь, что однажды мы достигнем или, скорее, вернемся к этому уровню. В прошлом году вы выпустили Pandemic Wine, в этом году будет Underworld или Nike? Нет, без преувеличения. Пандемия коснулась событий, происходящих во время производства. То есть вспышка эпидемии, открытие пандемического кладбища в Зеленой Гуре и, наконец, нулевой пациент, оказавшийся в Винне Гроде. И эта чудесная гравюра 17 века была на этикетке. И пусть книга защищается. Кстати, мне неловко, когда люди одновременно говорят о моих книгах и о моем вине. Людям приятно читать «Загробную жизнь», потягивая вино, но я предпочитаю, чтобы роман стоял сам по себе. Значит, я спрашиваю не о следующем вине, а о следующей книге? Речь пойдет о виноделах? Но мне надоела эта тема и хотелось бы написать еще одну книгу. О чем? Надеюсь, что когда я найду время и сяду за компьютер, просто появится поток подсознания и я ляпну что-нибудь хорошее. И кстати... Лучше бы мы больше не писали, мне это очень понравилось. Я скучаю по звуку щелчков клавиш... |